воскресенье, 10 февраля 2013 г.

какие профессии необходимы в машиностроение

Редакция «УралПолит.Ru»

Y Информационное агентство «ФедералПресс»

Высокий спрос на профессиональные кадры в машиностроении неуклонно растет: экономика выходит на новый этап развития, ей как никогда нужны молодые и амбициозные специалисты, способные создавать и обслуживать машины настоящего и будущего. На сегодняшний день главной кузницей кадров для машиностроения остается Механико-машиностроительный институт УрФУ, благодаря которому практически все крупные предприятия Урала обеспечены высокопрофессиональными специалистами, которых, к слову, катастрофически не хватает. Об уникальности инженерной профессии и тесной связи производства и науки мы беседуем с директором Механико-машиностроительного института УрФУ Олегом Блинковым.Олег Геннадьевич, каким вы видите будущее российского машиностроения?В стране уже началась новая индустриализация. Россия модернизирует предприятия, внедряет новые технологии, перевооружает армию сухопутные, воздушные, космические войска. Активное развитие получат мехатроника и промышленная робототехника. По большому счету, приличный современный автомобиль это уже мехатронная система и новое оборудование, соответствующее пятому технологическому укладу, сложная мехатронная система. Связывают оборудование в единую производственную линию промышленные роботы. Поэтому в 2011 году мы уже набрали первую группу на специальность «мехатроника и робототехника»; вполне возможно, что в 2012 году увеличим прием на эту специальность.Промышленники давно твердят: кадров для развития машиностроения не хватает Причем катастрофически. Наш институт провел исследование среди промышленных предприятий и выяснил: на ближайшие пять лет 100 % наших выпускников гарантированно обеспечены работой по специальности. Сегодня мы закрываем лишь четверть потребности уральских предприятий в инженерах, начиная от технологов и конструкторов, до руководителей производственных подразделений.Нужно понимать, что инженер-механик это уникальная профессия: все, начиная от физиков, заканчивая врачами и пекарями, работают на оборудовании. А оборудование создаем именно мы, машиностроители! Поэтому прежде чем создать металлургическое оборудование, мы изучаем металлургические процессы, прежде чем создать машины для дорожного строительства изучаем технологии в этой сфере. Причем подчеркну, технологии завтрашнего дня. Таким образом, механико-машиностроительный институт в силу специфики отрасли дает самое широкое образование. Яркое доказательство тому наши выпускники. Среди них и член Совета Федерации Николай Иванович Рыжков, и глава Екатеринбурга председатель городской думы Евгений Николаевич Порунов, владельцы, директора и главные инженеры заводов уральского региона и России.Сегодня, однако, важно не только произвести конкурентоспособное оборудование, но и уметь грамотно его продавать, квалифицированно обслуживать.Поэтому с прошлого года мы начали готовить инженеров для коммерческих служб предприятий: они будут знать, как приобретать сырье и комплектующие, продавать готовую продукцию, продвигать ее на рынке. Ведь чтобы успешно покупать или продавать оборудование, надо досконально в нем разбираться. Появилось и еще одно смежное направление, весьма востребованное, монтаж, эксплуатация и ремонт оборудования. Станки и инструменты активно импортируются, а людей, способных грамотно их эксплуатировать, крайне мало.Чтобы получить качественное инженерное образование, необходима постоянная практика. Какие условия есть для этого в институте?Мы обладаем современной лабораторной базой: более десятка уникальных производственных и научно-исследовательских лабораторий, большое количество действующих стендов, цех, соответствующий пятому технологическому укладу и по оснащению ничем не уступающий современным предприятиям. Уже появилось первое оборудование для обучения по специальности «мехатроника и робототехника». В то же время у нас есть самое простое, классическое оборудование. Логика проста: Лев Толстой не написал бы «Войну и мир», если бы не знал азбуку. Точно так же любой инженер, не изучив основы инженерного дела на самом простом оборудовании, не сможет управлять самым сложным.Но промышленность всегда будет впереди, догнать ее вуз не может, и не должен. Поэтому мы будем создавать новые обучающие центры совместно с промышленными предприятиями. В частности, в 2013 году совместно с институтом УралНИТИ и корпорацией «Уралвагонзавод» запустим центр мехатроники и робототехники. Часть оборудования будет у нас, часть у них. Ну, и конечно, заводы охотно приглашают к себе на практику наших студентов.Это открывает им перспективы?Разумеется, они могут быть трудоустроены уже на третьем курсе. На постоянную работу берут, конечно, лучших. Но для успешного обучения у будущих инженеров есть немало стимулов. Это повышенные стипендии и от Министерства образования РФ, и от Ученого совета, а также именные стипендии Ельцина и Потанина, премьер-министра РФ и президента. Важно еще, что тем, кто хочет учиться, но кому это дается с большим трудом, мы помогаем, организуем дополнительные занятия.Но это в производстве. А в научно-исследовательской работе?Мы подали документы на открытие диссертационного совета по двум специальностям: технологии машиностроения и системам автоматизированного проектирования. В Екатеринбурге таких советов больше нет ни у кого. Это позволит нашим выпускникам, обучаясь в родном институте, заниматься научной работой, после бакалавриата поступать в магистратуру, а потом оставаться в аспирантуре, защищать кандидатские диссертации.Каковы возможности для международных контактов?Замечу, что наши инженеры в мире ценились всегда. И в отличие от многих институтов у нас обмен опытом двухсторонний. Мы подготовили более 400 кандидатов и 40 докторов наук, наши выпускники работают и преподают во многих вузах Германии, стран СНГ, Израиля и Алжира. Аспиранты и преподаватели часто выезжают за рубеж для участия в международных конференциях. В прошлом году девять студентов участвовали в международном форуме «Инженеры будущего» на Байкале, а осенью несколько человек ездили на конференцию в Германию. Смогут студенты и поучиться за границей: в рамках бакалавриата планируем отправлять их в вузы Германии и Израиля, с которыми мы сотрудничаем, чтобы наши ребята могли прослушать курс по тому или иному направлению с точки зрения иностранных специалистов.Как вы относитесь к инициативе Министерства образования частично субсидировать образовательные кредиты студентам?На мой взгляд, стоило бы ввести поголовное кредитование для получения высшего образования, а срок выплаты кредита должен начинаться через пять лет после окончания вуза. Причем важно, чтобы государство автоматически гасило кредит, если человек успешно учился, а по окончании института оказался востребованным специалистом по своему профилю. Таким образом, успешные выпускники не несли бы фактических затрат на образование. А балбесов, которые приходят на бюджет и не учатся, занимая чужие места, наказали бы рублем. Это справедливо.Что вы пожелаете будущим абитуриентам?Конкурс в наш институт серьезный: в 2011 году мы набрали почти 200 человек на бюджет в бакалавриат, средний балл составил около 180, причем девять человек набрали более 220. Поэтому легкого пути не будет: учите физику, сдавайте ее на ЕГЭ. И приходите к нам здесь вы получите интереснейшую профессию, востребованную как минимум на полвека вперед.Интервью с директорами институтов Уральского федерального университета можно почитать .

Экспертный комментарий

Олег Блинков, директор Механико-машиностроительного института УрФУ

: 100 % наших выпускников гарантированно обеспечены работой по специальности

Пресс-центр | Интервью

100 % наших выпускников гарантированно обеспечены работой по специальности | Экспертный канал УралПолит.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий