воскресенье, 10 февраля 2013 г.

трагедия борис годунов царь ирод

2 октября 2012, 23:35Не поверите: это Борис Годунов в новой премьере Екатеринбургского оперного. Скипетр и держава самые светлые пятна в спектакле, насыщенном современными аллюзиями. Фото Алексея Кунилова.Никто и не думал, что Александр Титель, чей режиссёрский дар прочно ассоциируется в оперном мире с брендом «свердловский феномен», поставит традиционного «Бориса Годунова». Спектакли А. Тителя на столичной сцене каждый раз — подтверждение: и в классике он ориентирован на то, «что происходит за окном». Но «Борис Годунов» к 100-летию Екатеринбургского оперного превзошёл самые смелые ожидания.Титель пожертвовал золочёными кафтанами и храмом Василия Блаженного. Его Борис, царь всея Руси, мается муками совести на фоне полной разрухи в государстве, среди ржавеющих пустых бочек из-под нефти...Из полудюжины версий «Бориса Годунова» А.Титель остановился на первой редакции оперы Мусоргского. Она более эксклюзивная и жёсткая. Нет лирической линии Марина Мнишек — Самозванец, нет знаменитой «сцены у фонтана». Единственной темой оперы становится недоверие к власти, брожение умов в кризисный момент России. И это лишь на руку режиссёру, у которого свои отношения с Историей. Для Александра Тителя она не только прошлое. Многие персонажи в повторяющейся по спирали отечественной истории для него — герои вечно живые. Это и стало доминантой режиссёрского хода.Нет, Титель не одел думских бояр в джинсы, не рассылает царский указ о Самозванце по Интернету — это было бы слишком просто (хотя в кино такой вариант уже есть). Сценическое пространство спектакля, визуальный ряд, костюмы упрощены настолько, что вообще лишены временных знаков. И это обостряет суть конфликта до предела. Так было в России, но только ли в Смуту XVI-XVII веков? Юродивый с той самой копеечкой, что грезится его больному воображению в расплющенной баночке «пепси» — образ сегодняшнего бомжа. Бродяга Варлаам — безногий инвалид, и обычно разудалая «Как во городе было во Казани...» звучит у него горьким отчаянием всех убогих, кого власть кинула на произвол судьбы.Ну а уж дума — вообще, самонапрашивающиеся современные аллюзии, даже в силу одноимённого названия места действия. Дума, бояре-депутаты, власть. В этой сцене спектакль много что цепляет-

В спектакле «Борис Годунов» Екатеринбургского оперного театра царь-ирод сам не хочет жить... В спектакле «Борис Годунов» Екатеринбургского оперного театра царь-ирод сам не хочет жить...

Комментариев нет:

Отправить комментарий